Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Армянский колорит соединился с симфоническим оркестром
05.12.2006
В Москву с единственным концертом приехал легендарный музыкант Дживан Гаспарян — виртуоз игры на дудуке.
Гастрольная карьера маэстро продолжается уже более 70 лет. За это время причудливое название армянского инструмента выучили во всем мире.
Мелодии Гаспаряна звучат даже в голливудских фильмах. Корреспондент НТВ Антон Войцеховский встретился с музыкантом и выяснил, что дудуки он делает сам.
Он просит называть его дядя Дживан, хотя по возрасту подошло бы скорее дедушка. Гаспарян родился в 1928 году рождения. Даже получил от Сталина именные часы в подарок. Они, правда, у него не сохранились.
Дживан Гаспарян, народный артист Армении: «У нас денег не было, все время были голодными. Продали их и пирожки кушали, и пиво пили из стаканов».
А вот с инструментом он не расстался бы ни за какие деньги. С виду обычная дудочка, увидишь на улице — пройдешь мимо.
Дудук — армянская флейта: 10 дырочек, 1 октава и всего пара нот — ре и ми. Остальные звуки — полутона. Играть на нем непростая задача, а Гаспарян занимается этим с 6 лет. Играл, играл и вывел дудук на мировой уровень.
Народный артист Армении, лауреат и обладатель всех мыслимых наград, исполнил музыку в 34 голливудских фильмах, в том числе в «Последнем искушении Христа» и «Вороне».
Его приглашали главным образом из-за инструмента. Ни флейта, ни гобой, ни английский рожок не дает, оказывается, такого звучания. Говорят: эта музыка как молитва.
После саундтрека к фильму «Гладиатор» автор музыки получил «Золотой глобус». Когда композитор Ганс Цимер вышел получать приз, Гаспаряна в зале не было.
Кто-то из присутствовавших на церемонии сказал: премию-то дают не за музыку, а за то, как она звучала у пожилого армянского исполнителя с этим странным инструментом.
В его коллекции дудуков много, а он играет всего на трех. Сам делает, сам до ума доводит. Каждый день по чуть-чуть.
За 70 с лишним лет он, кажется, поправил даже его статус. Превратив дудук из редкого национального в инструмент, достойный сопровождения симфонического оркестра.