Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В конкурсной программе кинофестиваля «Сталкер» игровые, документальные и анимационные ленты, которые будут судить пять жюри. Среди игровых лент: «Живой» и «Гадкие лебеди», «Свободное плавание» и «Многоточие», «Странник» и «Остров». И еще множество информационных показов, причем каждый день фестиваля — тематический. 11 декабря представляют кино на защите ребенка, 12-го — кино против террора, 13-го — кино на защите прав беженцев, 15-го — кино против СПИДа.
Президент фестиваля, кинорежиссер Марлен Хуциев объяснял, каких фильмов мы не увидим: «Мы не увидим зубодробительных картин. Мы не увидим какую-нибудь пошлую развлекаловку. Ничего отвратительного и античеловечного мы здесь не увидим».
О том, зачем нужен фестиваль, говорил и правозащитник Сергей Ковалев: «Фестиваль "Сталкер" делает очень важные частные дела. Право инвалидов, право больных СПИДом. А вот на самом деле делают гораздо более общую задачу: они отстаивают у нас все еще не пробившую себе дорогу модель государственности – государство, которое обслуживает общество и зависит от общества, государство, которому народ делегировал свою власть. А у нас все еще главная концепция — это держава, за которую обидно. Фестиваль "Сталкер" работает на модель государства — слуги́ народа».
Самому Сергею Ковалеву присвоено почетное звание «Сталкер», и он ответил на мой вопрос о том, что значит для него это слово: «Если немножко упростить и идеализировать идею Стругацких, то сталкер — это исследователь, который занят тем, чем занимаются настоящие ученые. В чем состоит нравственная сила науки? В трех отрицаниях. Это бесстрашное, непредвзятое, бескорыстное искание правды. По-моему, этим трем "без" должно соответствовать кино, литература и наука тоже».
Организаторы фестиваля говорят, что просто мечтают о том времени, когда он больше не будет никому нужен. Однако до этого — ох, как далеко.