Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вслед за весенним выступлением Buena Vista Social Club, впрочем, без единого участника оригинального состава, в Москву второй раз за последние три года приехала певица Омара Портуондо — одна из двух доживших до нынешнего момента родоначальников BVSC. Сегодня вечером певица даст единственный концерт в Доме музыки.
Объединить самых известных кубинских музыкантов и звезд эстрады 30-40-х годов в один коллектив придумал великий американский композитор и музыкант Рэй Кудер, выступивший продюсером первой записи Buena Vista Social Club TM.
Одноименный альбом, записанный в маленькой гаванской студии на отжившем оборудовании, разошелся тиражом в 7 миллионов и стал самым продаваемым альбомом в стиле world music за всю историю направления этой музыки. В одночасье он вознес на самые высоты мирового шоу-бизнеса музыкантов, кое-кому из которых к тому времени уже было за 70, а то и за 80 лет.
Славу Buena Vista Social Club TM удвоил культовый кинорежиссер, классик немецкого кино Вим Вендерс, сняв посвященный этому коллективу одноименный фильм, неоднократно признававшийся лучшей документальной лентой и удостоившийся множества престижных наград.
Так кумиры Кубы с еще "дофиделевских" времен ныне стали звездами поистине глобального масштаба, обладателями премии Грэмми. Они купаются в лучах славы и гастролируют с аншлагами во всех столицах мира. Buenа Vista Social Club TM подобен вирусу, заражающему поголовно всех, кто его слышал, страстной любовью к кубинской музыке.
"Когда я пою о том, что влюблена, я должна испытывать это чувство, иначе все будет выглядеть пустым и фальшивым", - говорит единственная женщина коллектива Омара Портуондо.
Портуондо называют кубинской Билли Холидэй и Эдит Пиаф "в одном лице". Подобно тому, как Селия Круз является общепризнанной королевой сальсы, Портуондо принадлежит не менее высокий титул в кубинском стиле filin , объединяющем латинское болеро и американский джаз.
Знаменитой кубинской певице - 75 лет, о чем никогда не догадается тот, кто хоть раз бы свидетелем того, как Портуондо зажигает на сцене под "Подмосковные вечера".
Омара родилась в Гаване в 1931 году. Ее мать, знатная испанка, сбежала с темнокожим бейсболистом, от которого и родила троих детей, в том числе Омару. В 15 лет Омара дебютировала как танцовщица в кабаре "Тропикана", где к тому моменту танцевала ее старшая сестра, а потом потихоньку и запела.
Омара выступала в составе разных групп, записывала альбомы (первый вышел в 1959 г.) и довольно быстро стала на Кубе настоящей звездой. Но так бы и оставалась местной достопримечательностью изолированного острова Свободы, если бы в середине 1990-х не стала единственной женщиной в проекте Buena Vista Social Club. .
Вокальные приемы и манеру Омары местами использует новая звезда world music Цезария Эвора.
Обладающая голосом широчайшего диапазона, Омара с равной экспрессией исполняет и романтические баллады и джазовые импровизации. Кроме того, Портуондо наделена хорошими артистическими способностями, женским кокетством и талантом общения, позволяющими ей устанавливать полный контакт с аудиторией и вести с ней живой музыкальный диалог. На ее концертах зритель не только пассивно слушает, но и становится полноправным участником шоу.