Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лиля Пальвелева: «Тема маски в культуре человечества бездонна»
В Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка масок. Экспозиция приурочена к традиционному музыкальному фестивалю музея «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
В Пушкинском музее попытались объять необъятное: тема маски в культуре человечества бездонна. Выставку готовили три года, получилась она большой (простое перечисление музеев, предоставивших свои экспонаты, заняло бы слишком много места), но все же нельзя сказать, что история маски рассказана полностью. Скорее, обозначены некоторые вехи.
Первая — погребальные маски, где посетителей ждут самые неожиданные впечатления. Рядом с хорошо всем известными древнеегипетскими масками — большая редкость, древние хакасские слепки с лиц умерших. Около этой витрины все останавливаются надолго, ведь слепки обеспечивали абсолютное портретное сходство изображения с теми, кто — вдумайтесь! — жил несколько тысяч лет назад.
В других разделах — маски ритуальные, театральные, карнавальные, разных времен и народов, подлинные и изображенные на картинах, сосудах и статуэтках. Весь этот пестрый многоликий материал надо было как-то организовать, что и поручили сделать Борису Мессереру, известному театральному художнику, который уже не первый раз создает экспозиции к «Декабрьским вечерам»: «Проблема очень трудная, потому что здесь большое разнообразие и очень сложные задачи для показа. Потому что то, что вы видите на галерее, маски разных стран, требует такого оригинального решения по той причине, что, если маски выставить просто в виде ряда, они могут напомнить вам некий колумбарий. Поэтому нужно было придумать вот такие огромные витрины, чтобы там их уже располагать свободно и чтобы они никоим образом не наскучили, а наоборот, это, может быть, самая интересная для художника игра воображения: маленькая маска и вдруг рядом огромная маска, или огромное изображение человека. Если говорить о маске, то сразу хочется вспомнить и Италию, комедию "Дель Арте" [commedia dell'arte, «комедия масок» — РС] и уже фигуры входят в композицию, костюмы вместе с масками (два из них вы видите здесь и там при входе), это тоже была своего рода эпопея. Хотелось найти концы, остатки этой комедии "Дель Арте", в Венеции, даже специально мне пришлось туда ездить, обойти все музеи, чтобы что-то достать. Мало что осталось от комедии "Дель Арте", но представить ее было необходимо».
К сказанному Борисом Мессерером добавим: вся музыкальная программа «Декабрьских вечеров» этого года так или иначе связана с маской и маскарадом.