Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 27 ноября по 6 декабря в Москве пройдет восьмой фестиваль NET. Название расшифровывается, как New European Theater («Новый европейский театр»). Спектакли будут показаны на разных площадках города, а лекции лидеров театральных коллективов будут прочитаны в Театральном центре на Страстном.
В программе фестиваля этого года есть известные нам названия и имена: Инженерный театр «АХЕ» из Петербурга привозит две версии «Фауста», а Новый рижский театр Алвиса Херманиса — «Соню» по рассказу Татьяны Толстой. Но много и незнакомцев. Впервые в России появятся театры Тристана Шарпса из Великобритании и Франсуа Танги из Франции, группа «Клипа» из Израиля и норвежская компания режиссера Йо Стромгрена. Фотография его спектакля «Госпиталь» вынесена на обложку буклета и афиш фестиваля, его организаторы особенно рекомендуют посмотреть.
Идея фестиваля год от года меняется — говорит художественный директор Марина Давыдова: «В названии нашего фестиваля есть два прилагательных — "новый" и "европейский". С течение времени мы поняли, что, во-первых, прилагательное "новый" не является синонимом прилагательного "молодой". Во-вторых, мы поняли, что понятие "европейский" не совсем географическое понятие, новый европейский театр есть далеко не только в Европе. Мы в этом году решили, что мы сосредоточимся на некой области довольно обширного пространства, которую очень условно, конечно, можно назвать пространством визуального или невербального театра. Это не значит, что слово вообще не звучит в тех спектаклях, которые мы привозим. Оно звучит, но оно не несет очень часто какой-то основной смысловой нагрузки. А во-вторых, даже если оно звучит, оно, как правило, несколько отчуждено от самого зрелища. И все прочие выразительные средства театральные несут в этих спектаклях не меньшую, а иногда большую смысловую нагрузку, чем собственно слово».
Все было бы хорошо, если бы не две напасти. Руководитель фестиваля NET Роман Должанский заявляет: «Пришло время уже об этом говорить и прямо кричать, это то, что касается гостиниц в Москве. Потому что скоро никаких фестивалей не будет. Как вы знаете, бюджетных гостиниц в центре Москвы нет, поселить людей в Mariott не может никакой фестиваль, тогда все деньги уйдут на какой-нибудь моно-спектакль. Театры, объездившие весь мир, не будут жить в гостинице "Алтай", они развернутся и уедут. Это первое. И вторая проблема — таможенная, это тоже все знают. Вот спектакль "Соня" под угрозой, потому что граница России с Латвией сейчас фактически закрыта из-за многокилометровых пробок на границе. Там коллапс, там пробка — 130 километров, и просто груз сейчас не может выехать из Риги, нельзя доставить эти декорации. Все эти вещи повышают взяткоемкость такой государственной институции как таможня. То есть фактически будет ли "Соня", я могу вам сказать, мы не знаем».
Времена меняются: раньше всему виной были дураки и дороги, нынче — гостиницы и таможни.