Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На излете осени в Москве в Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка, как нельзя более созвучная этому времени года: французский фотограф Мари Амар представила серию работ, на которых сняты опавшие листья.
Все эфемерное, ускользающее, обреченное на скорое исчезновение — вот, что особенно интересует Мари Амар. Так, однажды она создала серию «Память песка», сфотографировав следы на песке за несколько мгновений до того, как их смоет волна.
Что же касается листьев, это не те, что обычно собирают в букеты — только что опавшие, яркие, с упругой поверхностью. Листья на снимках Мари Амар готовы рассыпаться в прах, они уже почти утратили цвет, истончились, свернулись, обретя самые причудливые формы.
— Ваши листья похожи на разные вещи — раковины, детали барочной архитектуры и так далее, и так далее и так далее. Вы сознательно добивались этого эффекта?
— Просто, действительно, когда фотографировала эти листья, когда начинала над ними работать, они уже переставали быть листьями, они превращались в другие объекты. Вы, например, могли также увидеть, что какие-то листья похожи на медузу или на какие-то другие предметы. То есть здесь уже мы отдаемся воображению, и каждый человек отдается своему собственному воображению, и с этим приходит свобода.
Каждый лист Мари Амар помещает на стерильно-белый фон, чтобы ничто не отвлекало от объекта. К тому же она его так укрупняет, что каждая деталь — каркас прожилок, мелкие утраты, тонкие переходы блеклых оттенков начинают казаться чрезвычайно значительными. «Меня интересует главным образом то, что касается трансформации и каких-то преобразований, и исчезновения, умирания», — говорит Мари Амар.
— Вы в этом находите особую красоту?
— Да, конечно, в этом особая красота, потому что это нас отсылает к тому, что когда-нибудь мы сами все исчезнем, то есть к нашему собственному положению.
При этом выставка под названием «Листья» совсем не производит гнетущего впечатления. Никакого уныния! В чрезвычайно гармоничных снимках Мари Амар угадывается живое дыхание времени. Одни листья опали, другие — придет срок — вырастут.