Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Рязанские учителя проверят свои знания русского языка и математики
15.09.2017
14 сентября в Рязанском институте развития образования состоялась пресс-конференция, посвящённая проведению оценки уровня знаний учителей русского языка и математики. Она будет проводиться в России впервые. Рязанская область в числе 13 других регионов принимает участие в эксперименте.
Участниками проверки станут 400 учителей из 179 школ Рязанской области – по 200 преподавателей русского языка и математики. Им предстоит провести открытый урок и выполнить диагностическую работу, которая включает задания, призванные проверить, насколько хорошо учитель знает свой предмет, а также психологию ученика, обладает педагогическими знаниями и владеет методикой преподавания русского языка и математики. Открытые уроки состоятся в Рязанской области 15 сентября, диагностические задания преподаватели будут выполнять с 25 по 27 сентября.
Комплекс материалов для проверки компетенции учителей, отметила министр образования региона Ольга Щетинкина, разработан Санкт-Петербургским государственным университетом им. Герцена. Ознакомиться с ним могли все участники эксперимента в электронном кабинете. Никаких данных в нём не вводится, потому что оценка знаний того или иного учителя не является целью проверки.
- Проверка не нацелена на выявление персональных недостатков, а призвана выявить общие проблемные моменты в работе педагогов, - отметила Ольга Щетинкина.
Итоги проверки, проанализированные экспертным советом, станут основой для выработки единой модели аттестации учителей. Сейчас требования к педагогам, отметила Ольга Щетинкина, разные по всей стране, в каждом отдельно взятом регионе. Выявленные в ходе уровневой оценки компетенции учителей вопросы будут учтены и позволят предъявлять единые требования к педагогам.