Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Большой этнографический диктант пройдет накануне Дня народного единства
08.09.2017
Началась подготовка к проведению международной культурно-просветительской акции «Большой этнографический диктант». Ее организаторами выступают Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) и Министерство национальной политики Удмуртской Республики.
Диктант состоится 3 ноября 2017 года, в преддверии Дня народного единства. Масштабная акция пройдет в каждом регионе страны. В этом году мероприятие получило статус международного — проверить уровень этнографической грамотности смогут не только жители России, но и соотечественники за рубежом.
Участие в диктанте может принять любой желающий, владеющий русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства, в том числе граждане других государств. Достаточно обратиться на любую региональную площадку его написания, независимо от места жительства, либо в зарубежное представительство Россотрудничества. Их адреса можно будет найти на сайте Большого этнографического диктанта и на сайте ФАДН России, а также в группах «Большой этнографический диктант» в социальных сетях.
Итоги акции будут подведены ко Дню Конституции Российской Федерации — 12 декабря.
Руководитель ФАДН России Игорь Баринов рассказал об акции: «Уникальность России заключается в ее национальном многообразии. В нашей стране живут 193 народа. Насколько хорошо мы знаем их историю, обычаи, традиции, культуру? Чтобы ответить на эти вопросы, проводится Большой этнографический диктант. В прошлом году он был организован впервые. Почти 90 тысяч человек на 800 площадках России от Владивостока до Калининграда, а также Турции и Швейцарии стали его участниками. Было получено большое количество положительных откликов, поэтому Большой этнографический диктант мы решили сделать постоянным».
Он также отмечал ранее: «Тема культур и традиций народов России неисчерпаема и не может уместиться в 30 вопросах этнографического диктанта. Но наша задача заключается в том, чтобы после этой акции у жителей России появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живет рядом. Потому что знание является основой для взаимного уважения и согласия между людьми разных национальностей».
В прошлом году диктант написали почти 90 тысяч человек: 35 тысяч очно и более 50 тысяч — онлайн. Самым молодым участником диктанта оказалась 12-летняя девочка из Ульяновской области, самым старшим — 80-летний мужчина из Мордовии. Средняя оценка за диктант по стране составила 54 балла из 100 возможных.
В Самарской области в «Большом этнографическом диктанте» приняло участие более 350 человек. Всего было организовано 9 площадок для написания диктанта, в том числе — в Доме дружбы народов Самарской области, вузах Самары и Тольятти, Самарской областной научной библиотеке, средней образовательной школе села Кошки Кошкинского района.