Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Борьба за место: в 2017 году число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот
29.08.2017
В этом году российские вузы получили более 96 тыс. заявок на обучение от иностранных граждан. Первые итоги вступительной кампании 2017/2018 предоставило RT Россотрудничество. Число желающих учиться в нашей стране более чем в шесть раз превысило количество выделяемых государством квот. В ведомстве отмечают, что несколько лет подряд фиксируют рост интереса к обучению в российских вузах. Большинство иностранцев учатся на платной основе. По словам ректора РУДН Владимира Филиппова, среди вузов по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые приносят прибыль и университетам, и стране.
Во время вступительной кампании 2017/2018 от иностранных граждан поступило более 96 тыс. заявок на обучение в России. Согласно установленным государством квотам, на бесплатное высшее образование ежегодно могут претендовать не более 15 тыс. иностранцев. Таким образом, число заявок в этом году более чем в шесть раз превысило количество доступных бюджетных мест. Такие данные RT предоставило Россотрудничество.
На сегодняшний день для учёбы в российских вузах уже отобраны более 12 тыс. иностранных граждан из 180 государств. Абитуриентам, которые успешно сдали экзамены, но не смогли набрать нужно количество баллов для попадания в квоту, предложили платное обучение.
В Россотрудничестве отметили, что уже несколько лет подряд наблюдается рост интереса иностранцев к обучению в нашей стране, причём как на бюджетной, так и на платной основах. По сравнению с прошлым годом количество желающих учиться в России выросло на четверть — в кампанию 2016/2017 учебного года, по данным на август, было подано более 70 тыс. заявок.
Дёшево и комфортно
Чаще всего в Россию приезжают абитуриенты из стран СНГ, в частности Казахстана. Граждане этой страны по международному договору не обязаны проходить процедуру признания аттестата о среднем образовании.
Также обучением в России интересуются в Китае, Вьетнаме, Монголии и Индии. За последние несколько лет выросло число абитуриентов из Сирии. Связано это с тем, что три года назад в местных школах русский язык стал обязательным для изучения, сообщил RT заместитель директора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки Александр Арефьев. Он выделил несколько основных причин роста спроса на российское образование.
«Во-первых, в странах СНГ, а именно оттуда приезжают больше всего студентов, сокращается число вузов, где можно обучаться на русском языке. К тому же из-за разницы валют, начиная с 2014 года, обучаться у нас стало очень выгодно. В среднем это обходится в 3-4 раза дешевле, чем в США или Европе. При этом значительно улучшились социально-бытовые условия для студентов и увеличилось количество англоязычных программ», — констатировал эксперт.
Арефьев предположил, что очень важную роль в популяризации отечественного образования сыграло и то, что за последние десять лет в стране резко сократилось число случаев проявления национализма и расизма.
Сириец Терк Гайс, студент-второкурсник медицинского факультета РУДН, рассказал, что планировал поступать в российский вуз с раннего детства. Любовь к нашему образованию ему привил дядя, который учился здесь ещё во времена СССР. Молодой человек утверждает, что ни разу не пожалел о своём выборе.
«Россия — одна из красивейших стран мира, здесь комфортно. К тому же сейчас между нашими странами дружеские отношения. В моём желании поступать меня поддержала семья. Раньше здесь учился мой дядя, который всегда рассказывал о качестве российского образования. Потом в РУДН поступила и моя сестра. К сожалению, я окончил школу раньше, чем в сирийских школах ввели русский, и учил язык на подготовительных курсах перед поступлением. Русский язык очень сложный, и учиться на нём непросто», — говорит студент.
Он добавил, что, несмотря на возможные трудности с поиском работы после окончания вуза, планирует остаться в стране.
Для некоторых студентов решающим фактором в выборе страны для обучения становится язык. Студентка МГУ им. М.В. Ломоносова Марго рассказала RT, что приехала в Россию из Китая как раз из-за любви к русской речи.
«Всегда хотела учить русский язык. Он интересный и красивый. Но поступить в университет было сложно, особенно учитывая, что до поступления я учила язык всего год. Вступительные экзамены — история и русский. Было тяжело, но я сдала. Сейчас я учусь на факультете мировой политики, это курс опять же на русском языке — для иностранца это очень трудно, но интересно. Изначально сложно было и в обычной жизни. Что-то объяснить, куда-то пойти — страшно», — поделилась девушка.
При этом она отмечает, что ещё не определилась, останется ли в России после обучения или вернётся домой.
По данным Министерства образования, сейчас в России обучаются около 300 тыс. иностранцев. В Россотрудничестве отмечают, что в основном они выбирают гуманитарный профиль, в частности, большой популярностью пользуются языковедение и литературоведение, но в то же время растёт спрос и на технические специальности.
За «платных» иностранцев
Лидером по количеству учащихся из других стран, что вполне закономерно, является Российский университет дружбы народов (РУДН). Ректор вуза Владимир Филиппов рассказал RT, что среди учебных заведений по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые в основном учатся на платной основе и приносят немалую прибыль и вузам, и государству.
«Во многих странах мира статья доходов от иностранных студентов является одной из очень важных в национальном бюджете. Например, для Австралии это третья по объёму статья дохода. Студенты не только оплачивают обучение, но и тратят деньги на проживание. Это существенные суммы и, конечно, конкуренция увеличивается. Университеты борются за то, чтобы улучшить свои показатели в международных рейтингах. Поэтому особенно ценно, что спрос на российское обучение сейчас растёт», — считает глава РУДН.
По его словам, сегодня Россия входит в десятку государств с наибольшим количеством студентов-иностранцев. Ректор отмечает, что на государственном уровне реализуется целый ряд программ, призванных в ближайшее время значительно улучшить эти показатели. В частности, речь идёт о приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который предполагает развитие дополнительных образовательных программ для школьников-иностранцев, будущих абитуриентов.
В утверждённом паспорте проекта говорится, что в случае успешной реализации к 2025 году количество иностранных учащихся в российских вузах достигнет 710 тыс. человек, а прибыль университетов от их обучения вырастет с 84 млрд рублей до 373 млрд.
Также в ближайшее время планируется упростить правила въезда и выезда иностранных студентов, трудоустройства и стажировок во время их обучения в России. По словам главы Ассоциации иностранных студентов в России Аду Яо Никэзы, нынешние нормы серьёзно осложняют жизнь студентов из-за рубежа.
«Кроме теории, которую дают российские вузы, нужна практика, стажировка, до которой иностранцев часто не допускают. Это важная составляющая полноценного обучения. Есть и другая проблема: срок действия учебной визы длится всего год. Каждый год студент должен стоять в очереди и проходить различные процедуры. Кто не успел — штраф, выдворение. Не решены проблемы с медицинской страховкой и трудоустройством, чтобы мы могли подрабатывать», — пояснил он.