Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский центр в Дамасском университете (Сирия) готовится к своему официальному открытию, которое состоится в начале октября.
Открытие центра стало возможным благодаря объединению усилий фонда «Русский мир», российского университета «Синергия» и Дамасского государственного университета.
Работать центр начал уже сейчас, на днях здесь встречали своего первого гостя. Им стал сирийский школьник из города Дейр-эз-Зор Ахмад Абдельмхсейн – победитель олимпиады по русскому языку, которая проводилась среди сирийских девятиклассников, изучающих русский язык.
В программу сирийской школы русский язык был введён в 2014/15 учебном году как второй иностранный по выбору (французский или русский).
Сейчас русский язык изучают 11 тысяч сирийских школьников в двенадцати городах страны.
Победителями олимпиады стали 24 школьника, которые достигли особых успехов в изучении русского языка.
Ахмад прилетел в столицу Сирии из осаждённого боевиками ИГ (Террористическая организация, запрещённая в России. – Ред.) города Дейр- эз-Зор, добраться оттуда в Дамаск можно только на военном самолёте.
Скоро Ахмада и остальных победителей олимпиады ждёт увлекательная поездка в Россию. Министерством образования и науки России этим ребятам были выделены бесплатные путёвки в международный детский лагерь «Артек». В организации этой поездки принимают активное участие фонд «Русский мир», посольство России в Сирии, Русский центр в Дамасском университете, университет «Синергия», а также сирийская компания «Фоз», которая приобрела для школьников билеты из Дамаска в Москву.