Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Французские студенты-экологи прошли краткосрочную летнюю стажировку в горах Алтая. Три студента высшей школы Кампюс ля Саль Сен-Кристоф (г. Массёб, Франция) Бенуа Массип, Том Кассен и Леандр Брюэль, обучающиеся на направлении экологического туризма и природоохранной деятельности, прошли стажировку в Каракольском природном парке Уч-Энмек Онгудайкого района Республики Алтай.
Место для стажировки практикантов было найдено при активном содействии Французского ресурсного центра АлтГТУ и в соответствии со специализацией иностранных студентов и темой их дипломных исследований. Между образовательными учреждениями с 2014 года действует договор о сотрудничестве, в рамках которого организуются академические обмены студентами и стажировки преподавателей.
Это уже третья группа французских стажеров, которых принимает Алтайский технический университет. Французские стажеры впервые предприняли настолько дальнее и экзотическое путешествие для того, чтобы ознакомиться с алтайской природой, получить опыт работы в природоохранных зонах, расширить кругозор, пообщаться с представителями самобытной культуры.
Практика включала такие направления, как природоохрана, экотуризм, изучение региональной флоры и фауны. Во время практики они составляли реестр эндемических видов растений на территории парка. Также участвовали в благоустройстве территорий и организации пеших экологических троп, составлении карт экомаршрутов.
Для поездки на Алтай студенты изучали русский язык, который преподают у них в институте как предмет общей программы и факультативную дисциплину.
В Барнаул французские студенты вернутся 5 августа. В краевой столице студенты пробудут несколько дней, чтобы подготовить все необходимые отчетные документы, встретиться со слушателями французского языка ресурсного центра АлтГТУ.
Встреча с французскими студентами пройдет 7 августа в 14:00 во Французском ресурсном центре АлтГТУ (главный корпус, пр. Ленина, 46).