Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
25 июля во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса состоялось торжественное открытие Летней школы для иностранных студентов и школьников «Паруса на Восток», проводимой при поддержке Фонда «Русский мир».
На церемонии открытия присутствовали иностранные студенты и школьники из четырёх учебных заведений Китая и Республики Корея, преподаватели, а также представители фонда «Русский мир», при поддержке которого стала возможной реализация данного проекта.
Участников Летней школы напутствовал исполнительный директор фонда «Русский мир» Владимир Кочин. Его приветственный адрес торжественно озвучила Светлана Щербакова, координатор российских программ фонда:
«Название летней школы – "Паруса на Восток" – весьма показательно: интерес к Дальнему Востоку России неуклонно растёт, а вместе с ним усиливается потребность в изучении русского языка, понимании местных ценностей и традиций. Перед вами, дорогие друзья, открывается прекрасная возможность – попробовать, ощутить Россию на своём опыте. Желаю вам интересных плодотворных занятий, максимального раскрытия ваших творческих способностей, ярких запоминающихся дней в России».
По словам Александра Зубрицкого, директора Дальневосточного филиала фонда «Русский мир», летние языковые школы являются эффективным инструментом продвижения русского языка и русской культуры за рубежом:
– Обучение в летних языковых школах помогает иностранным студентам погрузиться в интернациональную среду и создаёт базовые условия для того, чтобы в дальнейшем студенты делали сознательный выбор в пользу обучения в российских университетах. Очень важно, что программа летней школы «Паруса на Восток» включает такой большой объём культурных мероприятий. Посещение музеев, картинной галереи, театра, океанариума способствует созданию положительного образа России в глазах иностранной молодёжи.
Второй рабочий день Летней школы выдался напряжённым: день начался с уроков, затем торжественное открытие Летней школы, а позже – мастер-классы. На одном из них студенты познакомились с таким видом традиционной русской росписи, как хохлома. Все ребята отлично справились с заданием и унесли с собой памятные сувениры – дощечки, собственноручно расписанные акриловыми красками. На мастер-классе «Русская народная игрушка» участники проекта смогли сделать текстильную куклу-оберег. День завершился обзорной экскурсией по Владивостоку. Студенты проехали по всем мостам и полюбовались бухтой Золотой Рог, посетили окрестности форта Поспелова на Русском острове, увидели своими глазами памятник знаменитой Катюше, песня о которой звучала на церемонии открытия Летней школы.