Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
29 июня – 2 июля 2017 г. в Софии в Российском культурно-информационном центре проходила юбилейная международная научная конференция «Русистика: вчера, сегодня, завтра», посвящённая пятидесятилетию Общества русистов Болгарии и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
Конференция проводилась при поддержке фонда «Русский мир» и фонда «Славяне». В ней приняли участие преподаватели и работники образования не только из Софии, но и других городов Болгарии, а также специалисты из Польши, Германии, Сербии, Франции, Италии, Румынии, Чехии, Ирана, Молдавии, Белоруссии, Украины, Грузии, Казахстана и из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск, Самара, Симферополь, Архангельск).
Доцент СПбГУ И. М. Вознесенская представила доклад «Типы и жанры текстов в системе лингводидактического описания РКИ (на примере темы "Повседневная жизнь")», подготовленный в ходе выполнения проекта «Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2)» (руководитель профессор, д. ф. н., профессор СПбГУ Т. И. Попова). Затраты на реализацию проекта частично покрыты за счёт гранта, предоставленного фондом «Русский мир».
В докладе были представлены лингвометодические принципы и результаты выявления текстовой типологии, системы речевых жанров, отвечающих уровню владения русским языком В2/ТРКИ2. С учётом сфер общения (социально-бытовой, социокультурной, официально-деловой), а также различных ситуаций общения и социальных ролей, актуальных для иностранца, была продемонстрирована выявленная система речевых жанров. Доклад вызвал заинтересованные вопросы аудитории, его проблематика перекликалась с темами лингводидактического характера, затрагиваемыми в выступлениях других участников конференции.