Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В июне в Русском центре Ереванского государственного университета стартовали ежегодные курсы русского языка для детей. 20 детей в возрасте 7–8 лет приняли участие в курсах по обучающим программам «Чудо-малыш» и «Лунтик».
Волонтёром на курсах была Мартиросян Рената, которая сама с 2009 по 2013 посещала курсы русского языка в Русском центре.
В первый же день дети получили в подарок папки с блокнотами, ручками, раскрасками и цветными карандашами.
До 10 июля дважды в неделю малыши приходили в центр играть, рисовать, читать и писать по-русски. Все занятия проводились по игровой методике. Как отметили сами дети, «оказалось, что русский язык – это весело».
Несмотря на жаркое ереванское лето, дети не пропускали занятий, более того в конце каждого урока (1,5 часа) дети говорили, что не хотят уходить.
В последний день занятий в Русском центре был организован настоящий праздник для малышей и их родителей. Все участники курсов получили сертификаты.
Родители поблагодарили организаторов курсов, отметили, что дети полюбили русский язык, начали дома смотреть мультфильмы и читать сказки на русском языке.