Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Русская гуманитарная миссия» принимает в Москве победителей конкурса «Русский язык в Таджикистане: новые горизонты»
14.07.2017
13—16 июля 2017 г. Москву посетит делегация таджикских учителей, ставших финалистами конкурса «Русский язык в Таджикистане: новые горизонты». В конкурсе, проходившем в два этапа, приняли участие свыше двухсот русистов из Хатлонской и Согдийской областей, Горно-Бадахшанской автономной области и районов республиканского подчинения Таджикистана — как школьных учителей, так и вузовских преподавателей. Все работы (видеоуроки и эссе «Мой путь в профессию») оценивало в Москве компетентное жюри, в состав которого вошли ведущие преподаватели русского языка и литературы Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина и эксперты Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд».
Преподавателей из городов Нурег, Хорог, а также из Рошткалинского, Вахдатского районов и района Абдурахмана Джами ждет насыщенная программа:
— посещение ВДНХ и выставки «Россия — моя история»
— спектакль театра «Кремлевский балет» «Лебединое озеро» в Государственном Кремлевском Дворце
— экскурсия в Кремль и прогулка по Красной площади
— посещение Третьяковской галереи
— пешеходная экскурсия «Литературная Москва» и знакомство с домом-музеем Н. В. Гоголя и музеем-квартирой А. С. Пушкина
– экскурсия по Старому Арбату
– теплоходная прогулка по Москве-реке
Проект реализуется АНО «Русская гуманитарная миссия» совместно с общероссийской общественной организацией «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы» при поддержке Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд», БФ «Достойно Есть», Таджикского национального университета и представительства Россотрудничества в Таджикистане.
Справка:
За годы, прошедшие с распада СССР, в независимых странах-участницах СНГ выросло новое поколение русистов. Учителя, получившие образование в своей стране, не всегда имеют достаточную подготовку для преподавания русского языка как неродного или иностранного (РКИ). Они не знакомы с тенденциями развития современной методики РКИ, а также инновационными технологиями обучения иностранным языкам. Многие преподаватели-русисты никогда не бывали в России и сами уже недостаточно свободно владеют русским языком. В сложившейся ситуации необходимо не только поддерживать распространение русского языка в этих странах, но и мотивировать преподавателей к повышению своей профессиональной квалификации, к овладению новейшими инновационными технологиями обучения, получению достоверных сведений о современной России посредством проведения подобных акций. Проведение конкурса не только стимулирует интерес к России и русскому языку, но и помогает сделать процесс изучения русского языка в средних учебных заведениях Таджикистана увлекательным и эффективным.