Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
4 июля в Русском центре при Улан-Баторском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова провели мастер-класс по изготовлению мягких игрушек для учащихся подготовительных классов.
Мягкая игрушка – прекрасный подарок. Дети набивают синтепоном готовую заготовку, сшивают и украшают. В процессе работы ребята узнают новые слова и пополняют свой словарный запас по русскому языку. Мастер-классы развивают мелкую моторику у детей подготовительных классов, навыки общения и способствуют развитию речи. Такие мастер-классы стали традиционными и пользуются большой популярностью как среди учащихся, так и среди родителей.