Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
ЦСР: России необходима программа развития экспортного потенциала высшего образования
29.06.2017
По мнению экспертов ЦСР, сотрудничество в области высшего образования и международного научно-технического сотрудничества остается во многом недоиспользованным активом России
России необходима комплексная программа развития экспортного образовательного потенциала университетов. Об этом говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) "Внешняя политика и безопасность. Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире (2017-2024 годы)".
По мнению экспертов ЦСР, сотрудничество в области высшего образования и международного научно-технического сотрудничества остается во многом недоиспользованным активом России.
"Доля России на мировом образовательном рынке крайне мала. Требуется снижение административных и визовых барьеров для студентов и исследователей, развитие англоязычных образовательных программ, подготовка отечественных кадров для работы с иностранцами, маркетинг русскоязычных образовательных программ, инвестиции в обучение русскому языку зарубежных абитуриентов и студентов, инвестиции в комфортную для иностранцев социальную среду обучения", - говорится в докладе ЦСР.
В мае, по итогам заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, был утвержден паспорт проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". Ключевая цель проекта - повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт России. Срок реализации проекта - с мая 2017 года по ноябрь 2025 года.
Программа, в частности, предусматривает разработку целевой модели деятельности вузов по экспорту образования, которая изначально будет внедрена в 20 вузах, а с 2021 года - во всех вузах России.
Предполагается, что данная инициатива увеличит поступления в бюджет от экспорта образовательных услуг к 2025 году более чем в пять раз - до 373 млрд рублей.