Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Во время летних каникул в Русский центр Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине приглашаются молодые жители города: учащиеся дошкольных учреждений, воспитанники летних лагерей, детских и молодёжных клубов культуры и т. д.
Уже на этой неделе в центре начался очередной цикл летних занятий для детей, участниками которого опять стали воспитанники лагеря, организованного Детским университетом УМКС. В течение семи недель дети (возраст с 6 до 12 лет) будут принимать участие в разнообразных художественных занятиях и мастер-классах, конкурсах, играх и т.д. Одним из пунктов программы детского лагеря будет посещение нашего центра. Главная цель занятий в Русском центре заключается в формировании интереса детей к русскому языку и культурному наследию России, в приобретении ими основных знаний в области русского языка и русской культуры.
Вниманию детей будет предложен ряд занимательных заданий: будут введены в игровой форме основные этикетные реплики на русском языке, знакомство с основными элементами русской культуры, просмотр российских мультфильмов, а также мастер-класс по изготовлению русских народных кукол «пеленашек», очередной год проводимый с успехом нашим центром.