Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
27 июня 2017 года в Русском центре Даляньского университета иностранных языков состоялся семинар на тему «Творчество Ивана Константиновича Айвазовского». В первой его части ведущие кратко рассказали о биографии великого художника. В рассказ были включены самые интересные факты юношества художника, а также события, которые повлияли на его творчество и развитие.
Затем, используя презентацию, русские студенты показали репродукции самых известных картин Айвазовского и подробно рассказали о его творчестве. Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию о крымских прибрежных городах, он изображал степи Украины, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Петербург, писал картины на библейские и исторические темы. Айвазовский был также превосходным портретистом, но, не считая себя мастером в этом жанре, он брался писать лишь близких ему людей.
Заключительной частью мероприятия стало свободное обсуждение на семинаре творчества и биографии Ивана Константиновича. Все желающие высказали своё мнение и дополнили рассказ ведущих известными фактами.