Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лауреатами Пушкинского конкурса стали учителя русского языка из 28 стран
07.06.2017
Стали известны имена лауреатов XVII Международного Пушкинского конкурса для учителей-русистов, пишет «Российская газета». Их обнародовали 6 июня, в День русского языка, который отмечают в день рождения Пушкина.
Напомним, в этом году организаторы конкурса предложили написать эссе на тему «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?», и экспертному жюри пришлось очень непросто. На суд жюри было представлено более двухсот пятидесяти работ. В конкурсе приняло участие большое количество желающих, представляющих пятьдесят различных стран. Организаторы получили эссе из многих европейских стран, а также из Азии и Латинской Америки. В первый раз среди конкурсантов бельгийские, кубинские, индийские, монгольские, турецкие, шведские педагоги, а также русисты из Венесуэлы, Афганистана, Португалии.
Организаторы конкурса отмечают, что в этом году лидеры поменялись. Больше всего представлено работ из Узбекистана. Местные учителя прислали тридцать пять эссе. Эта среднеазиатская республика вышла в лидеры, обогнав Казахстан и Белоруссию, которые традиционно были очень активны.
Семнадцать работ прислали из Болгарии, что очень радует, в этом числе есть эссе не только от учителей столичных школ, но и из отдаленных районов страны. На конкурсе также были представлены шестнадцать работ от грузинских педагогов. В два раза увеличилась активность китайских русистов.