Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
30 мая 2017 г. в Русском центре Европейского фонда славянской письменности и культуры в Братиславе состоялся День открытых дверей. Целый день в Русском центре принимали гостей, показывали возможности по изучению русского языка, знакомили с ресурсами центра и библиотекой.
Особыми гостями были учащиеся билингвальной гимназии имени Ивана Горвата. В этом году гимназия отметила свое 50-летие. Гимназисты изучают русский язык достаточно интенсивно, по 20 часов в неделю, также на русском языке ведется преподавание отдельных предметов.
Гимназисты с интересом слушали об истории создания Русского центра, о деятельности фонда «Русский мир», о близости культур славянских народов, о тесных гуманитарных и деловых связях России и Словакии. Им была представлена библиотека центра. Знание русского языка позволило гимназистам понять тонкости рассказа о жизни и творчестве поэта А. С. Пушкина и задать вопросы о его дуэлях.
Затем в большой аудитории был показан фильм об удивительном регионе России – Камчатке. По просьбе учителей также был показан мультфильм из серии «Смешарики».
В заключение гимназисты посетили галерею Эйркрафт, где была представлена выставка работ известного российского художника Константина Худякова. Современный российский художник, работающий в жанре цифровой художественной техники, президент Творческого союза художников России, действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации представил на выставке в Братиславе большую коллекцию своих уникальных работ. Особенно гимназистов притягивали картины, созданные в технике 3D со стереопанелями.