Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Тирасполе стартовали онлайн курсы повышения квалификации
16.05.2017
Дополнительное профессиональное образование – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которое включает в себя повышении квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. У каждого человека есть возможность формировать индивидуальную образовательную программу и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личного роста.
В рамках соглашения о сотрудничестве между Приднестровским государственным университетом и Воронежским государственным университетом для преподавателей русского языка и литературы начались курсы повышения квалификации по направлению «Актуальные проблемы преподавания современной словесности». Организатором курсов выступил Центр непрерывного образования, методическое сопровождение осуществляет Русский центр ПГУ, информационное сопровождение и поддержку – Отдел современных технологий обучения.
Слушателями курсов повышения квалификации являются преподаватели филологического и педагогического факультетов, а также учителя русского языка и литературы Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея, Тираспольской средней школы № 9.
От имени руководства университета слушателей приветствовал проректор по информатизации образования, кандидат технических наук, доцент А. Ю. Долгов. Алексей Юрьевич отметил, что сейчас информационные технологии очень активно стали внедряться в образовательный процесс и неважно, в какой точке мира и на какой отдалённости вы находитесь, у вас есть все возможности для получения информации и работы.
Директор Центра непрерывного образования, кандидат педагогических наук, доцент И. Б. Левицкая акцентировала внимание присутствовавших на том, что совершенствование профессиональных компетенций и мастерства является первостепенной задачей для преподавателя вуза. При введении новых стандартов высшего профессионального образования ЮНЕСКО введён новый девиз для специалистов всех отраслей и направлений – «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».
Начальник отдела современных образовательных технологий Ж. Д. Беляева и методист Русского центра А. А. Скомаровская презентовали технические возможности и методическое сопровождение дистанционных технологий.
По итогам прохождения курсов слушатели должны будут выполнить ряд практических заданий и получат сертификат о повышении квалификации Воронежского государственного университета.