Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
28 апреля в лекционном зале собралось более двадцати человек, среди которых большая часть – испанские студенты, изучающие русский язык, и люди, интересующиеся историей вообще и особенно историей Второй мировой войны. Мероприятие открыла президент ассоциации «Радуга», зам. председателя Координационного совета организаций российских соотечественников Испании Наталья Лоскутова, рассказав присутствующим о том, какие мероприятия планируются в Барселоне в честь празднования 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (акция «Бессмертный полк», митинг на площади Каталонии, литературно-поэтический вечер по произведениям В. Высоцкого и Б. Окуджавы о войне).
Историк Виктор Кушнерик (ассоциация «Радуга», Барселона) в начале своего выступления отметил, что главной целью лекции является не открытие абсолютных истин, не повторение известных фактов истории, а желание пробудить живой интерес у слушателей к важнейшему событию прошлого века, поскольку ни одно событие из нашей недавней истории не является предметом такого большого количества спекуляций и фальсификаций, как Вторая мировая война.
Лектор начал своё выступление рассказом о причинах Первой мировой войны, так как многие современные историки рассматривают две мировые войны как одно большое событие, в котором был перерыв. Далее присутствовавшие обсудили условия Версальского мира – соглашения, подписанного в 1919 году, которое определяло судьбу послевоенного мира. Виктор Кушнерик подробно описал состояние Германии в тот период и причины стремительного прихода Гитлера и нацистов к власти. Очень интересным был рассказ о позиции некоторых европейских стран по отношению к фашистской Германии и к её геополитическим запросам, особенно, когда страна, возглавляемая нацистами, набрала силу и заявила о намерении вернуть былую славу и «расширить жизненное пространство».
В живой и интересной форме слушателям рассказали, какие дипломатические переговоры велись, какие соглашения были достигнуты. Гости узнали о важных инициативах Советского Союза, направленных на создание системы коллективной безопасности в Европе в преддверии Второй мировой войны.
Лекция вызвала интерес ещё и потому, что сопровождалась большим количеством интересных фотографий и картографических схем. Некоторые слушатели даже попросили выслать им презентацию, многие спрашивали, когда будет продолжение. Заданные из зала вопросы продемонстрировали, что интерес к истории мировых войн XX века есть, и нам всем необходимо изучать разные источники и материалы, если мы хотим получить как можно более объективную информацию о тех событиях.