Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Библиотека – центр продвижения чтения русской литературы
02.05.2017
С 17 по 26 апреля 2017 г. на факультете информационно-библиотечной деятельности Института дополнительного профессионального образования специалистов социокультурной сферы Республики Татарстан была реализована дополнительная образовательная программа профессионального развития «Библиотекарь – модератор чтения русской литературы» для библиотекарей централизованных библиотечных систем Татарстана. Данная образовательная программа проводилась в рамках проекта «Библиотека – центр продвижения чтения русской литературы» при поддержке фонда «Русский мир».
В ходе реализации образовательной программы слушатели познакомились с тенденциями развития современной литературы как одной из важнейших составляющих культуры России – многовековыми культурными традициями и достижениями русской литературы, художественными журналами как отражением литературного процесса, с известными произведениями, ставшими лауреатами литературных премий.
Значительное внимание в образовательной программе было уделено психологии чтения различных категорий читателей, мультимедиа и веб-ресурсам как средству приобщения к чтению и ресурсу проведения массовых мероприятий. В целях ознакомления с опытом крупных российских библиотек по продвижению чтения современной русской литературы в проведении занятий приняли участие директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки Н. И. Бочкарева, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина Н. С. Абрамова, директор Национальной библиотеки Республики Удмуртия Т. В. Тенсина, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки В. В. Ялышева, заместитель директора Централизованной системы детских и школьных библиотек Озерска С. В. Олефир.
Для слушателей были организованы посещения крупных библиотек Татарстана – Национальной библиотеки и её литературного кафе, Республиканской юношеской библиотеки, Централизованной библиотечной системы Казани.
Завершающим этапом образовательной программы стала защита разработанных слушателями проектов, нацеленных на продвижение чтения современной литературы в конкретных муниципальных библиотеках Республики Татарстан: «Игры-викторины в продвижении русской литературы», «Театр игры в продвижении чтения в детской библиотеке», «Библиоперфоманс как способ привлечения детей к чтению», «Литературно-музыкальный салон в детской библиотеке», «Музейный проект "Бабушкин сундучок"».
Всем слушателям, успешно закончившим обучение, были вручены удостоверения о повышении квалификации.
Кроме того, 25 апреля 2017 г. в Институте дополнительного профессионального образования специалистов социокультурной сферы Республики Татарстан состоялся круглый стол «Современные читатели русской литературы», реализованный также в рамках проекта. Круглый стол преследовал цель: выявить картину чтения русской классической и современной литературы и опыт работы российских библиотек и литературных музеев по ее продвижению к читателю.
На повестке дня круглого стола было обсуждение актуальных вопросов диалога классики и современной литературы в культурном пространстве, предпочтений различных групп читателей русской литературы, информационной и просветительской деятельности учреждений культуры по привлечению к чтению детей, подростков, взрослого населения.
В работе круглого стола приняли участие директора крупных библиотек российских регионов, представители высших учебных заведений Казани и работники литературных музеев республики, Национальной библиотеки Республики Татарстан, члены Союза писателей Республики Татарстан. В числе гостей, выступивших на круглом столе, – директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки Н. И. Бочкарева, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина Н. С. Абрамова, директор Национальной библиотеки Республики Удмуртия Т. В. Тенсина, заместитель директора Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска Челябинской области С. В. Олефир, председатель секции детской и юношеской литературы Московского союза литераторов И. И. Манина.