Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Как в России, так и в Польше Воскресение Христово имеет многовековую историю и традиции, которые несколько отличаются не только в каждом регионе, но и в каждом доме. Однако, несмотря на некоторые различия, всегда соблюдается ряд похожих элементов в праздновании великой Пасхи.
Методист нашего центра Александр Голембевский специально подготовил мультимедийную презентацию, благодаря которой студенты и участники курсов, познакомились с историей и традициями празднования Пасхи в России. Студенты узнали значения многих слов, связанных с этим праздником, в том числе «крашенки», «драпанки», «писанки», «христосоваться». Студенты сравнили русскую Пасху и польскую Wielkanoc, которые в этом году праздновались одновременно. Они отметили, что многое из истории и традиций похоже, например раскрашивание яиц, освящение праздничной корзинки и «чоканье яиц», последнее, правда, не в каждом регионе.
Благодаря таким урокам студенты проникаются культурой России, что, несомненно, увеличивает желание изучать русский язык, культуру и историю России.