Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
21 апреля 2017 г. в Русском центре Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине при сотрудничестве с Институтом славянской филологии УМКС состоялся финал IX Славистического конкурса, в котором приняли участие учащиеся лицеев и техникумов Люблинского воеводства и региона. Конкурс проходил под почётным патронатом главы Люблинского воеводства и начальника Департамента народного образования нашего воеводства.
К полуфиналу, который проходил в школах с 1 марта по 7 апреля, учащиеся должны были приготовить презентации (в двух категориях: индивидуальной и групповой) на тему языка, литературы, праздников, обычаев и обрядов, музыки и т. д. четырёх славянских стран – России, Белоруссии, Украины и Болгарии, языки которых можно изучать в Институте славянской филологии УМКС. Во время финала в нашем центре были представлены интересные по содержанию, красочные по оформлению презентации и театрализованные выступления финалистов. Жюри определило победителей.
Ими стали в индивидуальной категории:
I место – Олена Серхичук (Общеобразовательный лицей № 2 в г. Влодаве), тема презентации: «Сватовство в Украине»;
II место – Павел Дрыгель (Объединение школ № 1 в г. Бяла-Подляске), тема презентации: «Транссибирская магистраль»;
III место – Тимотеуш Бартник (Общеобразовательный лицей им. ООН в г. Билгорае), тема презентации: «Традиция сурвакари – Болгария».
В групповой категории:
I место – Юлия Скжиньска, Вероника Островицка, Владислав Лотоцки (Общеобразовательный лицей № 2 в г. Влодаве), тема презентации: «От "пеленашки" до "путешественницы" (славянские народные куклы)»;
II место – Каролина Яроцка, Магдалена Жук, Магдалена Тжецяк (Общеобразовательный лицей № 4 в г. Бяла-Подляске), тема презентации: «Такие памятники только в России!»;
III место – Магдалена Кузьняр, Изабела Пеловска, Адриан Палка (Объединение школ в г. Билгорай), тема презентации: «Беседа за болгарским столом».
Кроме того, жюри наградило ещё несколько выступлений:
Путешествие по Варшаве или по Москве? (Михалина Окла, Общеобразовательный лицей № 1 в г. Скаржиско-Каменной)
Мартеница – болгарский праздник весны (Михалина Марчевска, Общеобразовательный лицей № 1 в г. Скаржиско-Каменной)
Самовар и чай и их роль в жизни россиян (Марта Татарчак, Объединение школ в г. Хрубешуве)
Икона – святая тайна (Марта Шепелук, Лидия Мацейчик; Объединение школ № 1 в г. Бяла-Подляске).
Главным спонсором призов для победителей конкурса в этом году стал Русский центр УМКС. Все участники конкурса получили почётные грамоты.