Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Казахстане предпочитают читать Пушкина в оригинале
14.04.2017
13 апреля 2017 года в Астане торжественным литературным собранием «Нас муза Пушкина сроднила» завершился проект Национальной академической библиотеки Республики Казахстан, являющийся частью международной акции «Живой Пушкин», которую поддерживает фонд «Русский мир».
Перед пришедшей в библиотеку студенческой молодёжью выступили научный сотрудник образовательного центра «Гуманная педагогика», член научно-экспертного совета Ассамблеи народов Казахстана, доктор филологических наук Н. Шаймерденова, кандидат исторических наук Т. Нурпейс, преподаватель Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова М. Брянская.
Директор республиканской библиотеки, доктор педагогических наук, профессор У. Муналбаева выразила признательность всем, кто участвовал в масштабном проекте, наиболее инициативным вручила благодарственные письма.
В исполнении студента Казахского национального университета искусств Б. Марксова прозвучало положенное на народную музыку знаменитое пушкинское «Письмо Татьяны» в переводе Абая. Стихотворения Пушкина прозвучали в оригинале и на десяти языках мира.
Интерес у присутствующих вызвала книжная выставка «Поэт целого мира», где были представлены уникальные издания произведений классика русской литературы и труды о его творчестве.
В одном из выставочных разделов демонстрировались графические иллюстрации к сказке «О рыбаке и рыбке» первокурсника колледжа при Казахском национальном университете искусств Т. Дауренбекова.
Как отметила руководитель проекта Дарига Дауренбекова, проектная деятельность в рамках международной акции убедительно показала, что спустя почти два столетия после смерти великого поэта его литературное наследие остаётся востребованным у подрастающего поколения, что А. С. Пушкин по духу современен молодым людям XXI века, которые хотят читать его в оригинале.