Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре Приднестровского госуниверситета 24 марта состоялось заседание литературной гостиной, посвящённое творчеству поэта-символиста Александра Блока.
Мероприятие под названием «Рыцарь прекрасной дамы» для студентов филологического факультета традиционно провела старший преподаватель кафедры литературы и журналистики Галина Николаева. Этот год – юбилейный для первой книги поэта «Стихи о прекрасной даме».
Ведущая мероприятия Галина Николаева рассказала об интересной и очень богатой на выдающихся людей родословной поэта – о представителях дворянских фамилий Блоков и Бекетовых.
Литературной деятельностью Александр Блок начал заниматься ещё в раннем детстве, создавал домашние рукописные литературные журналы. Ещё одной страстью с детства для Блока был театр.
Романтичность его натуры ярко проявилась в 16 лет, когда поэт с семьей отдыхал в немецком курортном городке Бад-Наугейм, где познакомился и без памяти влюбился в 37-летнюю Ксению Садовскую. Несмотря на то, что эта любовь ни к чему не привела, очаровательная Ксения Садовская, её образ, запечатлённый в памяти Блока, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.
В эти годы Блок мечтает стать актёром. В имении деда с материнской стороны Бекетова Шахматово и в соседнем – имении выдающегося химика Дмитрия Менделеева Боблово –играются театральные постановки, так называемые «театральные сезоны», где Блок и дочь Менделеева Любовь исполняют главные роли. Этот творческий тандем станет тандемом и любовным – в 1903 году Блок обвенчался с возлюбленной.
Роковое влияние на поэтическое становление Блока оказывает знакомство молодого поэта с символистами Сергеем Городецким и Андреем Ремизовым. Блок начинает больше писать, но его талант признают лишь немногие близкие люди.
Публичное признание к Блоку приходит, когда он посещает собрания сотрудников журнала «Мир искусства». Там о его таланте говорит сам мэтр русского символизма Валерий Брюсов.
Раннее творчество Блока пронизано духом символизма, более всего это проявилось в цикле «Стихи о прекрасной даме», куда вошло 129 стихотворений. Лейтмотивом во всём сборнике проходит образ Незнакомки, которая всё время предстает в тумане, в неясном ореоле. Любовь к миру здесь раскрыта через любовь к женщине, как и в философии С. Соловьева.
Русско-японская война, первая русская революция и другие социальные события открывают поэту подлинное лицо жизни. Так зарождается гражданская лирика Блока. Теме Родины он хочет посвятить жизнь. В поэме «На поле Куликовом» поэт восклицает: «О, Русь моя! Жена моя!».
Впоследствии лирика Блока становится всё более мрачной. В произведениях его появляются такие названия, как «Страшный мир», «Пляски смерти».
Великую Октябрьскую революция поэт встречает вначале восторженно. Он был одним из немногих деятелей искусства, соглашавшихся работать в угоду новой власти. Имя Блока стали беспардонно использовать в политических целях. Его отношение к революции менялось и было весьма неоднозначным. Более всего это отражено в публицистической статье «Интеллигенция и революция» и в поэме «Двенадцать».
В период 1918–1920 годов поэта, зачастую против его воли, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы Блока. Тяжёлые нагрузки и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье – у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, началась цинга. Поэт хотел уехать на лечение в Европу, но советская власть, которой так самоотверженно служил Блок, отказала ему в выездной визе.
Умирал Александр Блок тяжело, отказавшись от еды и лекарств. 7 августа 1921 года остановилось воспалённое сердце великого поэта. Блок был предан земле на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году его прах был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
В ходе заседания литературной гостиной студенты филологического факультета с чувством декламировали любимые стихи великого поэта-символиста.