Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 05.09.1817 в Петербурге; граф. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; с 1843 занимал различные придворные посты. В 40-х годах формируется его талант лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит» и др.). Первая публикация - фантастическая повесть «Упырь» (1841, под псевдонимом Краснорогский). Печатал в «Современнике» стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А.М. и В.М. Жемчужниковыми). В 1861 отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан», исторический роман «Князь Серебряный», историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис». В 1867 вышло первое собрание стихотворений. В последнее десятилетие жизни писал баллады, поэмы, лирические стихи. Автор стихотворной сатиры «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Более 70 его стихотворений положено на музыку русскими композиторами. Успешно работал в области перевода (Гёте и др.).