Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поэт, публицист. Родился 19.06.1786 в имении Сутоки, ныне Смоленской обл. Брат писателя Глинки С.Н. Участник Отечественной войны 1812, описанной им в «Письмах русского офицера» (1815-16). Деятельный член тайных декабристских организаций. В 1819-25 председатель Вольного общества любителей российской словесности. После поражения восстания декабристов сослан в Петрозаводск (до 1830), где изучал этнографию и фольклор Карелии. Автор поэм (1828-30) «Дева Карельских лесов» и «Карелия». Стихотворения: «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…»), «Узник» («Не слышно шуму городского…») стали популярными песнями. Написал «Очерки Бородинского сражения» (1839). С конца 30-х сотрудничал в журнале «Москвитянин». Его «Духовные стихотворения», поэмы «Иов» и «Таинственная капля» (1861) проникнуты мистицизмом.