Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 14.06.1924 в селе Алепино Владимирской области. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1951). Начал печататься с 1945. Родина, её прошлое и настоящее, родная природа - главные темы его поэзии: сборники стихов «Дождь в степи» (1953), «Журавлиха», «Имеющий в руках цветы», «Жить на земле», «Аргумент» (1972) и др. Его проза - очерковые книги «Владимирские просёлки» (1957), «Капля росы», «Третья охота», как и многие из рассказов - воспоминания о деревенском детстве, раздумья о судьбах русской деревни. Опубликовал роман «Мать-мачеха» (1964) из жизни послевоенного студенчества. Публицистика Солоухина (книга «Письма из Русского музея», 1966, и др.) содержит размышления о путях русского искусства.