Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поэт, прозаик. Родился 09.05.1924 в Москве. Окончил Тбилисский университет (1950). Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1953. В 1956 вышел первый сборник его стихов «Лирика». Основные мотивы лирики - фронтовые впечатления, романтика повседневных отношений (сборники «Острова», «Весёлый барабанщик», «Март великодушный» и др.). Ему принадлежит более 800 стихотворений. Он автор и исполнитель лирических песен, их у него около 200. На стихи Окуджавы пишут музыку и профессиональные композиторы: Левашов - «Бери шинель, пошли домой», Шварц - «Капли датского короля», «Ваше благородие», «Песня кавалергарда» и др. Известен и как прозаик - автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр», сборники «Девушка моей мечты», «Заезший музыкант», повести «Глоток свободы», «Похождения Шипова», роман «Упразднённый театр» и др. Писал киносценарии: «Верность» (в соавторстве с Тодоровским П.), «Женя, Женечка и ,,катюша,,» (в соавторстве с Мотылём В.).