Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 15.05.1891 в Киеве, в семье преподавателя духовной академии. Профессионально заниматься литературой начал в 1919. В 1922-26 сотрудничал в газете «Гудок». Первый сборник сатирических рассказов «Дъяволиада» (1925) вызвал споры в печати. Литературная критика конца 20-х резко отрицательно оценивала его творчество. Публикация романа «Белая гвардия» (1925-27) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса «Дни Турбиных» (постановка МХАТ, 1926). Им написаны также: пьеса «Бег», комедии «Зойкина квартира», «Багровый остров». Остался незаконченным «Театральный роман» (опубликован 1965). С начала 30-х годов работал режиссёром-ассистентом МХАТ. С этого периода и до конца жизни работал над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован 1966-67). Совмещая три плана действия: исторический (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х) и мистико-фантастический, создал своеобразную форму философского романа, где поставлены «вечные проблемы добра и зла». По мотивам пьесы «Бег» и романа «Мастер и Маргарита» сняты кинофильмы. Снят также кинофильм по мотивам пьесы «Иван Васильевич».