Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поэт. Родился 06.04.1841 в деревне Новосёлово Ярославской губернии, в семье крепостного крестьянина. С 1849 торговал в Москве с отцом, затем в собственной мелочной лавке. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству. В 1862 познакомился с Плещеевым А.Н., который помог развитию его таланта. Начал печататься в 1864. Выпустил три сборника стихов (1871, 1875 и 1877). Основные темы его поэзии - тяжёлое положение деревенской и городской бедноты. В произведениях из русской истории выражены бунтарские настроения: поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Садко» (на её основе создана одноимённая опера Римского-Корсакова Н.А.). Многие его стихи посвящены русской природе и детям. Некоторые его стихи стали популярными народными песнями: «Рябина» («Что стоишь качаясь…»), «В степи» (в народной обработке - «Степь да степь кругом») и др. По его инициативе был подготовлен коллективный сборник «Рассвет» (1872), положивший начало существованию Суриковского литературно-музыкального кружка.