Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 03.04.1920 в Москве, в семье служащего. Учился на сценарном факультете ВГИКа (1939-42). Начал печататься с 1940. Участник Великой Отечественной войны. Первые сборники рассказов - «Человек с фронта» (1943), «Большое сердце» (1944). За ними последовали сборники рассказов и повести «Зимний дуб», «Перед праздником», «Ранней весной», «Погоня. Мещерские были», «Далёкое и близкое», «Не дай ему погибнуть», «Чужое сердце», «Переулки моего детства» (1971) и др. Автор статей о литературе и кино (книга «Размышления о рассказе», 1964), киносценариев по собственным произведениям. По его повести «Страницы жизни Трубникова» поставлен фильм «Председатель» (1965). Написал также сценарии фильмов «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость». В 80-е пишет цикл рассказов о Гёте, Бахе, Тютчеве, Лескове др. «великих». После его смерти вышла автобиографическая проза - «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая тёща».