Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Драматург. Родился 12.04.1823 в Москве, в семье чиновника-юриста; мать – родом из духовенства. Образование получил в 1-й Московской гимназии и на юридическом факультете Московского университета (1840-43, не окончил). Служба в московских судах (1843-51) многое дала ему как писателю. Первый литературный опыт в прозе - «Записки замоскворецкого жителя», 1847. В том же году было опубликовано его первое драматическое произведение «Картина семейного счастья» (в поздних публикациях - «Семейная картина»). Литературную известность ему принесла опубликованная в 1850 комедия «Свои люди - сочтёмся!». Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые была поставлена в 1861), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции. Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной в 1853, его пьесы быстро завоёвывают репертуар: в течение более трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы. Например, - «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Снегурочка», «Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники». 47 его оригинальных пьес (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Соловьёвым Н.Я., Невежиным П.М.) создали обширный репертуар для русской сцены.