Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель.
Родился 31.03.1822 в Симбирске, в семье помещика, отставного гусара, мать француженка де Вармон.
В детстве получил домашнее чисто французское воспитание. С 8 лет пробыл три года в Москве во французском пансионе Монигетти. В середине 30-х поступил в санкт-петербургское инженерное училище; его товарищами здесь были Достоевский, Тотлебен, Радецкий. Перешёл из училища в Академию Художеств, но его увлекла литература.
Наиболее значительные произведения - повести «Деревня» и «Антон-Горемыка» (1847, опубликована в журнале «Современник»). В 40-50-е годы создаёт произведения из народной жизни - повести, роман «Просёлочные дороги». Своё морское путешествие вокруг Европы (1858-59) описал в путевых очерках «Корабль «Ретвизан». В начале 60-х оставил литературную деятельность и только в 1883 вышла его повесть «Гуттаперчевый мальчик». Ценный для истории литературы материал содержат его «Литературные воспоминания» (1892-93).