Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 28.03.1868 в Нижнем Новгороде. Отец - столяр-краснодеревщик. Подростком начал жизнь «в людях», работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. В 1892 опубликовал первый рассказ - «Макар Чудра». В очерках и фельетонах 90-х бичевал мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-99) вызвали большой отклик в России и за рубежом. В романе «Фома Гордеев» дал типичные характеры русской буржуазии. МХТ поставил его пьесы «Мещане» и «На дне». Далее появились пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» (1905). В романе «Мать» (1906) впервые в литературе изобразил борьбу пролетариата. В 1922 написал повесть «Мои университеты» - 3-ю часть художественной автобиографии. 30-е годы - время нового расцвета его драматургии: пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова». Итоговое произведение Горького - роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925-36; 4-я часть не была завершена).