Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 23.03.1821 в селе Раменье (ныне Костромская обл.); принадлежал к старинному дворянскому роду. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Около 10 лет был на государственной службе в Костроме и Москве. Выступил в печати в 1848. Первый роман - «Боярщина» (1846, опубликован в 1858). Известность пришла после опубликования повести «Тюфяк» (1850). Затем появились повести из жизни дворянско-чиновничьей провинции - «Комик», «Богатый жених», «Фанфарон» и др., комедии «Ипохондрик» и «Раздел», рассказы из крестьянской жизни. В романе «Тысяча душ» (1858) - самом значительном своём произведении, создал обширную картину русской жизни предреформенной поры. Одна из лучших пьес русской драматургии – его драма «Горькая судьбина». В 1857-60 совместно с Дружининым А.В., а в 1860-63 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». Ему принадлежит также исторический роман «Масоны» (1880).