Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писательница. Родилась 20.03.1905 в Ростове-на-Дону. В 20-30-е годы работала в газетах и журналах Ростова-на-Дону; начинала как драматург. Широкое читательское признание принесла ей повесть «Спутники» (1946; кинофильм «Поезд милосердия», 1964). В послевоенные годы созданы наиболее известные произведения - романы «Кружилиха», «Времена года» (1953, кинофильм «Високосный год, 1962»), «Сентиментальный роман»; повести «Ясный берег», «Серёжа» (одноимённый фильм, 1960). В 60-е обратилась к историческому жанру - повести «Кто умирает»( о царе Василии III), «Сказание об Ольге», «Сказание о Феодосии», драма «Тредьяковский и Волынский». Были поставлены её пьесы «Метелица», «Проводы белых ночей», «Как поживаешь, парень?» и др. Ей принадлежат сценарии фильмов «Евдокия», «Рано утром», «Саша», «Рабочий посёлок» и др.