Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Революционер, публицист, поэт. Родился 06.12.1813 в Петербурге, из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг него и его друга Герцена А.И. образовалась группа студентов, ярко выраженной политической направленности. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные Белинским. В 1856 эмигрировал в Великобританию. В Лондоне присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов издания «Колокола» (1857-67), на страницах которого выдвигал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права. Его романтическая лирика первых пятнадцати лет творчества - поиск истины, справедливости. В цикле «Монологи» (1844-47) выразились пессимистические черты его лирики. Центральное место в его поэтическом наследстве занимает поэма «Юмор» (лирический монолог, исповедь с политической сатирой).