Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Революционер-демократ, публицист и литературный критик. Родился 04.12.1824 в Петербурге; из дворян. В 1841 окончил Лесной институт, служил в лесном Департаменте Министерства государственных имуществ. В конце 1850-х профессор Лесного института, автор трудов по лесоводству. Встречался в Лондоне с Герценом и Огарёвым, по возвращении сблизился с Чернышевским, сотрудничал в журналах «Современник», «Русское слово», «Век». Участник революционного движения 1860-х. После арестов, ссылок, с 1866 один из ведущих сотрудников, с 1880 - фактический редактор журнала «Дело». В 1884 вновь был арестован, сослан на 5 лет в Смоленскую губернию. Публиковал в журнале «Русская мысль» цикл статей «Очерки русской жизни». В области литературной критики отстаивал принципы реализма и гражданственности, разрабатывал проблему положительного героя и народного характера в литературе, критиковал сторонников теории «чистого искусства».