Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 24.12.1901 в г. Кимры (ныне Тверская область); вырос в семье профессиональных революционеров. С 1908 жил на Дальнем Востоке. Во время учёбы во Владивостокском коммерческом училище (1912-1918) сблизился с большевиками. Участник Гражданской войны и подавления кронштадтского мятежа; был дважды ранен. Учился в Московской горной академии (1921-24). Печатался с 1923 (рассказ «Против течения»; другое название - «Рождение Амгуньского полка»). В 1924 опубликовал повесть «Разлив». Широкую известность принёс ему роман «Разгром» (1927; одноимённый фильм в 1931) о партизанской войне на Дальнем Востоке. В годы Великой Отечественной войны пишет очерки, статьи, создаёт книгу «Ленинград в дни блокады». В 1945 написал роман «Молодая гвардия» (одноимённый фильм в 1948), в основу которого легли подлинные события во время войны в Краснодоне. Последний творческий замысел - роман «Чёрная металлургия», остался незавершённым.