Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поэт, литературный деятель. Родился 10.12.1821, местечко Немиров (Винницкая обл.). Детские годы прошли в селе Грешнево (ныне село Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Учился в Ярославской гимназии, в 1839-40 считался вольнослушателем Петербургского университета. Печатал стихи с 1838; в 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченных суровой рецензией Белинского и уничтоженных самим автором. После этого Некрасов начал очень энергичную литературно-журнальную деятельность - он писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Перепельский Н.А.). Начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон…», «Литературной газете», «Отечественных записках». Сблизился с Белинским. Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге, «Родина»). Его талант как редактора проявился в «Современнике», он привлёк в журнал Добролюбова и Чернышевского. На рубеже 60-х развернулось дарование Некрасова как народного поэта, заступника угнетённой деревни, сатирика («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 вышел его сборник «Стихотворения». В 60-е в его поэзии углубляется тема деревни, русского крестьянина («Дума», «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»»). Позднее появились поэмы «Кому на Руси жить хорошо», о декабристах - «Дедушка», «Русские женщины» (1873). Многие его стихи ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются и доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов …» и др.). Русские композиторы писали музыку на его тексты: Мусоргский М.П., Кюи Ц.А., Танеев С.И. Прощаясь с Некрасовым, Достоевский Ф.М. в своей речи, поставил Некрасова рядом с Пушкиным.