Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 28.11.1915 в Петрограде. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1938). Печатался с 1934. Ощущение надвигающейся войны проявилось в поэмах «Победитель», «Ледовое побоище», «Суворов» (1939). В предвоенные годы написаны пьесы «История одной любви», «Парень из нашего города» (одноимённый фильм в 1942). В годы Великой Отечественной войны - на фронте, корреспондент газеты «Красная звезда». Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса «Русские люди»; повесть «Дни и ночи», одноимённыё фильм в 1945). Широкую популярность приобрела в годы войны его лирика («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня», «Убей его!» и др., стихи из сборников «С тобой и без тебя», «Война»). С середины 50-х годов (вслед за романом «Товарищи по оружию») создаёт трилогию «Живые и мёртвые»: романы «Живые и мёртвые» (одноимённый фильм в 1964); «Солдатами не рождаются» (фильм «Возмездие» в 1969); «Последнее лето». К трилогии примыкают «Южные повести», повести «Из записок Лопатина», «Двадцать дней без войны». Опубликовал также повесть «Дым отечества», пьесу «Четвёртый» (1961) и другие пьесы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, книги, путевые очерки.