Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Книгоиздатель. Родился 22.10.1818 в Москве, в семье купца. Был крупным текстильным фабрикантом. Издательской деятельностью начал заниматься с 1856, когда было создано издательство Солдатёнкова и Щепкина Н.М. (сына известного актёра). Среди выпущенных книг - первое собрание сочинений Белинского в 12 томах, стихотворения Некрасова, Огарёва, Полежаева, Кольцова, повести и рассказы Григоровича, «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» Афанасьева А.Н. После разрыва со Щепкиным в 1862 продолжал самостоятельную издательскую деятельность. Он выпустил 1-е издание «Отцов и детей» Тургенева, книги стихотворений Фета, Полонского, Надсона и многое, многое другое из отечественной и зарубежной литературы. С конца 1840-х собирал картины преимущественно русских художников; его коллекция насчитывала более 200 произведений. Коллекцию картин и личную библиотеку (8 тыс. томов книг и 15 тыс. экземпляров журналов) завещал Румянцевскому музею. На средства Солдатёнкова были построены - крупнейшая московская больница (ныне Боткинская) и ремесленное училище.