Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лурье Соломон Яковлевич (1891–1964), филолог, историк.
Родился в Могилеве. Был профессором Самарского, Ленинградского, Львовского университетов. Автор работ по древнегреческой истории, литературе, языкознанию, эпиграфике, фольклору, философии, истории математики. Основные труды: «История античной общественной мысли» (1929), «История Греции» (т. 1, 1940), «Очерки по истории античной науки» (1947), «Язык и культура микенской Греции» (1957) – обобщающий труд по языку, социальным отношениям и государственному строю микенского общества. Ему принадлежат комментированные переводы сочинений Ксенофонта (1935), Плутарха (1940) и других античных авторов. В 2006 г. отмечается 115 лет со дня рождения С.Я. Лурье.