Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель, литературовед, критик. Родился 24.01.1893 в Петербурге, в семье учителя. Учился на филологическом факультете Петербургского университета. Выступил в печати с литературоведческими работами в 1914. Наиболее значительные работы тех лет собраны в книге «О теории прозы» (1925). Начиная с 30-х годов он в книгах и статьях исследует исторические соотношения ведущих идей времени с созданной в данную эпоху литературой: «Художественная проза. Размышления и разборы» (1959), «Повести о прозе», «Тетива. О несходстве сходного» (1970). Автор мемуарных, эпистолярных лирических книг - «Сентиментальное путешествие» и др. Большое место в его творчестве занимают работы о русских классиках, в частности о Толстом Л.Н., по теории кино, киносценарии.