Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поэт. Родился 19.01.1900 в дер. Глотовка (ныне Смоленская обл.), в крестьянской семье. Начал писать стихи в детские годы (в 1914 в московской газете «Новь» было опубликовано стихотворение «Просьба солдата»). В 1921 в Смоленске вышли три небольшие книги его стихов. Сам поэт считал началом своей литературной деятельности 1924, когда были напечатаны стихи «Подпаски», «Родное» и др. Затем вышла книга «Провода в соломе», сборники «Провинция», «Мастера земли», «Четыре желания» и др. Большое место в творчестве поэта занимают стихи о Великой Отечественной войне («Русской женщине», «Слово о России» и др.). Многие его стихи, положенные на музыку, стали популярными народными песнями: «Катюша», «И кто его знает», «Огонёк», «Ой, туманы мои…», «Снова замерло всё до рассвета», «Летят перелётные птицы» и др.