Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Архип Куинджи (1842–1910), художник-передвижник.
Родился в Мариуполе, в 6 лет остался круглым сиротой. В 1868 г. 26-летний живописец после двух провалов был принят в Академию художеств Санкт-Петербурга. Среди его друзей и коллег были В. Васнецов, И. Шишкин, И. Репин. Куинджи начал регулярно выставляться, показывать «Рыбачью хижину на берегу Азовского моря», «Бурю на море при солнечном закате». Воспоминанием о любимых южных краях напоена его «Степь в цвету», написанная в 1875 г. Полотно создано в счастливый момент: художник женился на своей землячке, дочери купца-мецената, основателя мариупольского театра Вере Леонтьевне Шаповаловой. Произведения Куинджи всегда были гвоздем передвижных выставок. Так было и с «Березовой рощей», и с легендарной «Ночью на Днепре». «Успех Куинджи, – писал Репин, – заключается только в его гениальности».